Структура и кадры мест лишения свободы в Бурят-Монгольской АССР в 20-начале 50-х годов ХХ века
Победа Советской власти и переход к новой экономической политике привел к существенным изменениям в структурах, управляющих пенитенциарными учреждениями. В 1922 году были приняты Уголовный и Процессуальный кодексы, а 16 ноября 1924 года - Исправительно-трудовой кодекс. Тем самым было усилено законодательное регулирование деятельности мест лишения свободы. Эти меры соответствовали условиям нэпа, когда большевики пошли на компромисс с классово чуждыми социальными элементами, и, прежде всего, в социально-экономической сфере. В то же время многие вопросы пенитенциарной политики должны были регулироваться ведомственными распоряжениями и приказами.
В 1922 году, в связи с реорганизацией пенитенциарной системы РСФСР, структуры, ведавшие местами заключения, расположенными на территории Бурятии, подверглисьряду изменений. С 1 августа 1922 года Губернский отдел юстиции был упразднен и в соответствии с телеграммой Народного комиссариата юстиции РСФСР исправительно-трудовой отдел был передан в непосредственное подчинение губернского исполкома. С 30 октября 1922 года, в связи с упразднением Дальневосточной республики и вхождения ее территории в состав РСФСР, постановлением НКЮ и НКВД от 12 октября 1922 года все места заключения были сосредоточены в ведении НКВД.
Штаты исправительно-трудового подотдела Прибайкалья формировались в соответствии с нормами Центрального исправительно-трудового отдела, а начальник отдела (подотдела) назначался губернским исполкомом. Назначение утверждалось ГУМЗ НКВД РСФСР. Начальники пенитенциарных учреждений назначались начальником губернского отдела (подотдела). Смещение работников исправительных учреждений осуществлялось теми же органами, которые производили назначение. Основание для этих решений предоставляли в ГУМЗ НКВД РСФСР.
Руководство каждого места заключения было объединено в особые органы – коллегии. В состав коллегии входили начальник места заключения, его помощник (помощники), заведующий воспитательной частью, заведующий работами. В компетенции коллегии находились различные вопросы, связанные с деятельностью мест заключения. Например, решение о досрочном освобождении или наложении взысканий на осужденного.
До 1 декабря 1922 года в местах лишения свободы Прибайкалья существовали штаты, утвержденные 30 августа 1921 года ЦИТО НКЮ. Жалование сотрудников мест лишения свободы в рассматриваемый период выдавалось весьма не аккуратно и было незначительным. Так, например, младший надзиратель Верхнеудинской тюрьмы получал жалование соответствующие третьей группе восьмого разряда тарифной сетки (всего насчитывалось 17 разрядов). При этом заработная плата не выдавалась по 3-4 месяца. До 1 октября 1922 года служащим мест заключения выдавался продуктовый паек. Казенного обмундирования надзиратели не имели. Незначительная заработная плата, отсутствие государственного продовольственного пайка и служебного жилья создавали трудности при заполнении штатов мест заключения, особенно штатов надзора. Служащие, работавшие в тюремном ведомстве до 1917 года, увольнялись, а новых служащих завербовать было сложно. Как результат новый штат надзирателей не обладал навыками и знаниями, необходимыми для служащих мест заключения. Уровень дисциплины надзирательского состава был низким, укомплектованность штатами составляла не более 20 процентов. Эти же проблемы стояли перед тюремным ведомством и после образования Бурят-Монгольской АССР в мае 1923 года. Только в конце 20-х годов в составе Наркомата юстиции БМАССР было создано Управление исправительно-трудовыми учреждениями республики, призванное осуществлять надзор и перевоспитание заключенных. Этот этап в истории пенитенциарной системы Бурятии до настоящего времени должным образом не исследован, хотя сыграл важную и весьма противоречивую роль в истории республики.
8 ноября 1933 года в соответствии с приказом ГУИТУ № 540 в целях рационализации работы УИТУ, точного установления функций секторов и отдельных работников и повышения их ответственности была установлена функциональная схема работы аппарата системы.
В соответствии с приказом № 5 от 14 января 1934 года Народного комиссариата юстиции по управлению исправительно-трудовыми учреждениями Бурят-Монгольской АССР такая же схема была установлена в ОИТУ. Управление ИТУ имел в своем составе:
1) административно-организационный сектор во главе с Геювичем, он же начальник кадрового сектора;
2) политико-воспитательный сектор – начальник т. Борисов;
3) производственно-плановый и сельскохозяйственный сектор, которым руководил Уланов;
4) финансово-отчетный сектором под руководством Шейнина;
5) сектор промышленности и сельского хозяйства возглавил Попов.
Руководство секретариатом и особой инспекцией осуществлялось начальником УИТУ Н. А. Водогреевым[1]. На секретариат возлагалось исполнение поручений начальника УИТУ и его заместителя, оформление приказов, организация справочной работы, архивная работа, выдача служебных удостоверений работникам УИТУ, организация делопроизводства.
На административно-организационный сектор были возложены функции исполнения приговоров и постановлений судов в отношении осужденных к лишению свободы, руководство организацией режима в ИТУ, организация строевой подготовки работниками ИТУ, курирование вопросов этапирования, руководство деятельностью наблюдательных комиссий, организация деятельности пожарной охраны, перспективное и оперативное планирование работы в ИТУ и др.
На политико-воспитательный сектор возлагалось организация и руководство политической, культурно-массовой работой среди осужденных и
среди личного состава, планирование работы и затрат на политико-воспитательную работу.
На производственно-плановый сектор было возложено руководство промышленными предприятиями ИТУ, организация производства на этих предприятиях, нормирование труда и расчет заработной платы. Кроме того, на секторе лежала организация реконструкции производственных предприятий ИТУ, руководство и организация сельскохозяйственного производства в ИТУ, капитальное строительство, организация всех видов учета и статистики на производстве (кроме бухгалтерской), работа по рационализации производственной деятельности, инспектирование строительных работ, с привлечением в необходимых случаях специалистов.
На отчетно-финансовый сектор возлагались функции, связанные с разработкой вопросов финансовой политики системы ИТУ, организация и инструктирование всех учреждений и их предприятий по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, перспективное и оперативно-финансовое планирование системы ИТУ, учет пенсионного и др. фондов и, наконец, ответственность за выполнение финансовых планов.
На сектор снабжения и сбыта возлагались задачи снабжения продовольствием и медикаментами заключенных.
С 1936 по 1937 год начальником мест заключения и трудовых поселений НКВД Бурят-Монгольской Республики был А.М. Убугунов[2].
К 1939 году руководящий состав Отдела исправительно-трудовых колоний Бурятии согласно списка сотрудников ОИТК НКВД БМАССР выглядели следующим образом:
1. Начальник ОИТК лейтенант государственной безопасности Николай Алексеевич Водогреев, 1901 г.р., член ВКП(б) с 1922 г.;
2. Заместитель начальника ОИТК лейтенант государственной безопасности Алексей Дмитриевич Гурьянов 1904 г.р., член ВКП(б) с 1928 г.;
3. Начальник УРО ОИТК Петр Ефимович Конев (специального звания не имел), 1903 г.р.
4. Начальник отдела кадров ОИТК Закаменный (специального звания не имел), 1909 г.р.
5. Начальник финансового отдела Михаил Васильевич Подескуев (специального звания не имел), 1913 г.р.
Рассмотрим штаты сотрудников исправительно-трудовых колоний НКВД БМАССР на примере штатного расписания по отделу исправительно-трудовых колоний НКВД БМАССР за 1939 год разработанного всоответствии приказа Народного комиссара внутренних дел СССР № 0280 от 27 августа 1939 года.

Таблица 1
Штаты ОИТК НКВД БМАСССР 1939 г.

Перечень должностей

Основной оклад

% за отдаленность

Льгота за службу в отдален. местности

Всего

Начальник ОИТК

Зам начальника ОИТК

Секретарь

Инспектор по мобилизационной работе

1200

1000

400

500

120

100

40

100

30

30

1350

1130

440

600

Отдел кадров

Начальник отделения

675

67,50

742,5

Группа контрагентских и исправительных работ

С
т. инспектор

474

47,50

522,50

Учетно-распределительный отдел

Инспектор

350

35

385

3-е отделение:

начальник отделения

675

67,50

742,50

Культурно-воспитательное отделение:

Начальник отделения

675

67,50

742,50

Отделение снабжения:

Начальник отделения

675

67,50

742,50

Санитарное отделение:

Начальник отделения – врач

С
т. санинспектор – врач

1300

1200

130

120

1460

1320

Финансовое отделение:

Начальник ФО гл. бухгалтер

Юрист-консультант

900

575

90

57,50

25

1015

632,50

Производственный отдел:

Начальник отделения

Инженер по деревообработке

С
т. экономист

700

700

575

70

70

57,50

20

790

770

632,50

Отделение охраны:

Начальник отделения

С
т. инспектор

Инспектор

Оружейный мастер

750

650

550

450

75

65

55

45

825

715

606

500


(Таблица составлена по материалам архива УФСИН России по РБ Ф. 3Оп. 1 Арх № 50 Л.72-73).

страница  1  2  3  4  5