Главная » Статьи » Современный период

Некоторые вопросы организации производственной деятельности в местах лишения свободы Бурятии в конце 90-х гг. ХХ века
13.02.2010
Автор: Гусарова Татьяна Олеговна

В связи с распадом социалистической системы хозяйства нарушились сложившиеся за многие годы производственные связи в пенитенциарной системе. В 70–80-е гг. ХХ в. производственный потенциал уголовно-исполнительной системы составлял ощутимую часть народного хозяйства и занимал по количеству производимого валового продукта 5–7 место среди производящих министерств страны. В 90-е гг. возникла проблема экономического выживания системы, в связи с чем необходимо было создавать заново производственные мощности и взаимовыгодные связи, необходимые в новых условиях. Проблема использования труда осужденных и их трудовая занятость стала острейшей. Этот вопрос необходимо было решать в краткие сроки. Так, обсуждались предложения отказаться от обязательности труда осужденных и предоставлять им работу в качестве поощрения, что освободило бы уголовно-исполнительную систему от заботы создавать промышленное производство и ограничило бы ее деятельность производственными мастерскими, предназначенным в основном для обучения рабочим профессиям[1]. Эти предложения не получили поддержки. Руководством УИС был взят курс на развитие производственных отношений в новых рыночных условиях. Законодательно было определено, что осужденные с учетом их трудоспособности по возможности, специально привлекаются к труду: 1) на собственном производстве учреждений, исполняющих наказания; 2) на объектах предприятий любых форм собственности, расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания и вне их; 3) по хозяйственному обслуживания учреждений; 4) в форме предпринимательской деятельности. Коротко рассмотрим эти формы деятельности. 1. Собственное производство учреждений, исполняющих наказания - это производство, осуществляемое в учреждениях УИС на свой риск и ответственность. Учреждения обязаны обеспечивать необходимые условия труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Они обязаны выполнять требования по заключенным договорам. На них возлагается ведение бухгалтерской и статистической отчетности. Для ведения собственной производственной деятельности учреждениям, исполняющим наказания, законом предоставлены широкие полномочия. Они вправе осуществлять без дополнительной регистрации собственную производственную деятельность, привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, имущество и имущественные права физических и юридических лиц, самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции. 2. Предприятия смешанной формы собственности. Решение об участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов управления УИС в деятельности предприятий смешанной формы собственности принимают центральные органы управления УИС на основании экспертизы технико-экономического обоснования такого участия и учредительных документов предприятия. Центральные органы УИС пользуются правами учредителей при осуществлении контроля за деятельностью предприятий, созданных при долевом участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов УИС. 3. Предприятия любых организационных правовых форм. Данные предприятия, не входящие в состав уголовно-исполнительной системы, расположенные на территории учреждений, исполняющих наказания, и вне их. Такое привлечение осужденных к труду осуществляется на основании договоров (контрактов), заключенных руководством учреждений, исполняющих наказания и предприятием. Имущественные отношения четко определялись в договорах, а также количество работающих осужденных, их заработная плата и выплата им необходимых пособий, специальная изоляция рабочих мест, на которых работали осужденные, соблюдение правил и норм техники безопасности. 4. Работа по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания и следственных изоляторов. Прежде всего, необходимо отметить, что данные работы являются оплачиваемыми и выполняются на постоянной основе, а не в порядке очередности. Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждаются начальником этого учреждения в пределах, выделяемых из республиканского бюджета Республики Бурятия средств и на основании нормативов, утвержденных центральными органами УИС. Правилами внутреннего распорядка ИТУ МВД 1992 г. определяется перечень работ и должностей, на которых запрещается использовать осужденных: в службах, управлениях, отделах исполнения наказаний, в помещениях, где размещается личный состав, находится оружие, служебные документы; на работах с множительной и радиотелеграфной техникой, на работах связанных с хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ; с подчинением осужденным вольнонаемных работников; бухгалтеров-операционистов, кассиров, продавцов, зав. складами. В воспитательных колониях на работы по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста. В соответствии с веяниями нового времени осужденным законодательно разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Осужденные с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказания, могут заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания товарищества с ограниченной ответственностью. При этом обязательны: желание осужденных; соответствие этой деятельности требованиям режима содержания; возможности учреждения организовать такой вид деятельности; покрытие осужденными затрат, связанных с осуществлением этой деятельности; возможность получения прибыли от такой деятельности не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Организация предпринимательской деятельности осуществляется без открытия расчетных счетов. При этом осужденным запрещается производить работы или оказывать услуги следующего характера: производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия; изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ; переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; лечение больных; производство ликероводочных и табачных изделий; изготовление орденов и медалей; изготовление колюще-режущих предметов; ремонт и производство копировальной и множительной, радиотехнической, телефонной и телефаксной техники. Данная форма трудовой деятельности задумывалась как дополнительный источник расширения рабочих мест в ИТУ. Однако, на практике эта форма трудового использования показала свою нежизнеспособность. Таким образом, перед администрацией УИС в 90-е гг. ХХ в. стояла исключительно сложная задача не только сохранения рабочих мест, но и существенного их расширения. Приходилось проявлять изобретательность. Трудозанятость осужденных, отбывавших наказания в пенитенциарных учреждениях Бурятии в 90-е гг. ХХ в. рассмотрим подробнее. По данным архива УФСИН России по Республике Бурятия: В 1997–1998 гг. всего использовались на оплачиваемых работах 2363 осужденных, из них работающих на собственном производстве, строительных объектах МВД и подсобных работах – 2187 человек, использующиеся на контрагентских работах других министерств и ведомств – 176 человек, хозяйственная обслуга – 472. При среднесписочной численности осужденных, отбывавших наказания в этот период – 6987 человек вывод на оплачиваемые работы составлял 33,8 %, при плане 40 %. По некоторым колониям эта цифра была несколько выше и достигала 58 %[2]. Так по ИТК-1 среднесписочная численность спецконтингента составляла 1370 человек. Вывод на оплачиваемые работы составил 546 осужденных. Таким образом, охваченных трудом было 39,8 %. Руководство колонии объясняло это тем, что отсутствовало сырье в нужном объеме. Но всё-таки основную часть не работающих составляли осужденные, которым работа не предоставлялась. В ИТК-2 процент привлеченных к труду был выше, а именно, 57,4 %, хотя и ниже, чем в 1995–1996 гг. на 9 %[3]. Подобная картина была практически во всех колониях Бурятии. Падал объем производства, снижалась финансовая обеспеченность, не поставлялись сырье и материалы, контрагенты не выполняли обязательств по договорам[4].
Таблица 1[5]
Вывод на оплачиваемые работы в 1997 году УИН РБ с разбивкой по учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы

Вывод на оплачиваемые работы в процентах ИТУ-1 ИТУ-2 ИТУ-4 ИТУ-5 ИТУ-8 УИН
План 44,5 58 33,0 10 38 40
Факт 43,7 56,4 22,7 7,3 12,8 33,8
Данные по 1996 г. 39,0 56,9 33,1 12,8 16,2 37,0
Отклонение от плана -0,3 -1,6 -10,3 -2,7 -25,2 -6,2
Отклонение от факта +4,7 -0,5 -10,4 -5,5 -3,4 -3,2


(Таблица составлена по материалам архива УФСИН России по Республике Бурятия Ф. 1. Оп. 6. Д. 34. Л. 24). Практически все учреждения допустили снижение вывода спецконтингента на оплачиваемые работы. Разумеется, руководством колоний предпринимались все попытки привлечь осужденных к труду. В этот период значительно выросла численность осужденных, обучающихся в ПТУ. Их число выросло с 109 до 145 человек за 1 год[6]. Для стабилизации производственной деятельности были налажены новые производственные связи. Для ГАИ МВД Республики Бурятия изготовлялись номерные знаки, осваивались новые виды мебели из массива древесины. Все эти программы позволили дополнительно трудоустроить 115 человек. В планах УИН было заключение договоров с АО «Ангара» по производству обуви и установление линии по производству паркета совместно с фирмой «Юсан». Однако, вследствие нестабильной обстановки в государстве в целом, от многих планов пришлось отказаться по объективным причинам. Уголовно-исполнительная система Бурятии стояла на грани выживания и сама пыталась справляться с трудностями. В этот период был принят ряд республиканских программ содействия уголовно-исполнительной системе. Тем не менее, положение системы исполнения наказаний оставалось крайне сложным.
Настоящий материал опубликован: Сибирская ссылка: Сборник научных статей. Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2009. – Вып. 5 (17). – С. 559–564.

Примечания:
[1] Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца ХIХ – начала ХХI века. 2005. С. 624.
[2] Архив УФСИН РФ по РБ. Ф. 4. Оп.1. Д. 27. Л. 13-14.
[3] Там же. Л. 69.
[4] Архив УФСИН РФ по РБ Ф. 1. Оп. 6. Д. 34. Л. 69.
[5] Там же. Л. 24.
[6] Там же. Л. 14.
Категория: Современный период | Добавил: goong (13.02.2010)
Просмотров: 670 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: